Меню

Служба примирения

 

План работы службы примирения (медиации) на 2017-2018 учебный год

   Файл


 Положение о школьной службе примирения (медиации) Файл


 Приказ №232 "Об утверждении состава школьной службы примирения (ШСП)"
 Файл


 Приказ №226 "О создании комиссии по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
 Файл


 План работы Совета Профилактики МБОУ ООШ п. Лиманный на 2017-2018 год
 Файл

Приложения к «Положению о службе примирения» 

Порядок работы медиатора в  восстановительной модели медиации  




ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 


ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

2 фаза. Понимание ситуации

3 фаза. Поиск вариантов выхода

4 фаза. Подготовка к встрече

 

 

 

 

 

 


ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза.  Создание условий для диалога между сторонами

2 фаза. Организация диалога между сторонами

3 фаза.  Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.

4 фаза. Обсуждение будущего

5 фаза. Заключение соглашения

6 фаза. Рефлексия встречи

 

 

 

 

 


ЭТАП 4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

 

 

 

 

 



ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 

Задачи работы ведущего (медиатора):

 

  1. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;

    Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

    • стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;

    • в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном.

  2. если дело разбирается в официальных органах (полиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;

  3. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.

      Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать  сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

 

  • достижение и удержание контакта со сторонами;

  • создание условий для конструктивного выражения эмоций;

  • создание безопасной атмосферы во время работы;

  • создание условий для взаимопонимания.

     

    ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

    1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

    Задача:представить себя и программу.

    Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы  диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная   атмосфера  во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом  и четко уяснить для себя,  как он будет  представляться, то есть:

 

  1. кто он и его роль в деле;

  2. роль и функции организации, которую он представляет;

  3. его взаимоотношения со сторонами.

    Вариант представления:

 

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу),  я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.

 

2 фаза. Понимание ситуации

 

Задача:помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

 

Возможные действия медиатора:

 

1. Обсуждение ситуации

 

  • помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям); 

  • внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека; 

  • в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;

  • обсудить  ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию,  рассказать о ценностях восстановительной медиации.

  • Обсуждение последствий

    обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

     

    3 фаза. Поиск вариантов выхода

    Задача:поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

    Обсуждаемые вопросы:

 

  • какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям  эти выходы могут привести;

  • пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

  • варианты заглаживания вреда;

  • в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;

  • если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;

  • рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;

  • обсудить встречу с другой стороной  как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече  являются стороны, а  медиатор обеспечивает  конструктивность и безопасность;

  •  предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона  хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);

  • проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;

  • если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты; 

  • независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;

  • если сторона согласна на встречу сторон, приступить  к 4 фазе.

     

    4 фаза. Подготовка к встрече

    Задача:прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

    Возможные действия медиатора:

 

  • рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;

  • если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;

  • пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий,  поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;

  • обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;

  • поблагодарить  за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

 

Правила встречи

 

  1. 1.    Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
  2. 2.    Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
  3. 3.    Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
  4. 4.    Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.
  5. 5.    Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.

 

 

 

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

 

1 фаза.  Создание условий для диалога между сторонами

 

Возможные действия медиатора:

 

  1. заранее подготовить место для встречи сторон;

  2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;

  3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;

  4. объявить основные пункты повестки дня.

     

    2 фаза. Организация диалога между сторонами

    Задача:организовать взаимопонимание в процессе диалога.

    Возможные действия медиатора:

    1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;

    2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;

    3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.

     

    3 фаза.  Поддержка восстановительных действий на встрече

    и фиксация решений сторон.

    Задачи:

 

      1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;

      2. поддержать извинения и прощение;

      3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;

      4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;

      5. обсудить и принять механизм реализации решений.

         

        4 фаза. Обсуждение будущего

        Задача:поддержать проектирование будущего участников.

        Вопросы для обсуждения:

 

  • что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;

  • что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;

  • какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;

  • чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться. 

     

    5 фаза. Заключение соглашения

    Задача:зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

    Возможные действия медиатора:

 

  • фиксировать решения и четкий план их реализации;

  • обсудить, что делать, если план не будет выполнен;

  • зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

     

    6 фаза. Рефлексия встречи

  • обсудить,  удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?

  • спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.

    После встречи, по возможности, организовать чаепитие с  рассказом сторон  друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).

     

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    (Может проходить через 2-3 недели)

    Задачи:

    1. провести рефлексию результатов медиации;

    2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

    3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

    Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:

 

  • как развиваются  ваши отношения и как выполняется договор?

  • что важного для себя вы поняли в результате встречи?

  • рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?

  • бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к медиаторам?

     

     

 

  1. Форма мониторинга деятельности службы примирения

     

     

 

Образовательное учреждение
Количество медиаторов
Количество поступивших случаев

Количество завершённых программ

Общее количество участников программ
взрослых
подростков
Медиация
Школьная конференция
Всего
взрослых
подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлечение из «Стандартов восстановительной медиации» 2009 года

 

Стандарты восстановительной медиации разработаны и приняты Всероссийской Ассоциацией восстановительной медиации.

 

Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода.

 

При разработке стандартов учтен опыт работы по проведению программ восстановительного правосудия в различных регионах России в течение 12 лет.

Понятие восстановительной медиации

 

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью бес-пристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Основные принципы восстановительной медиации

 

- добровольность участия сторон

 

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

 

- информированность сторон

 

Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

 

- нейтральность медиатора

 

Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

 

- конфиденциальность процесса медиации

 

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.

 

Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию.

 

Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
- ответственность сторон и медиатора

 

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

 

- заглаживание вреда обидчиком

 

В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

 

- самостоятельность служб примирения

 

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
Процесс и результат медиации

 

Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

 

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

 

Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.
Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

 

Деятельность служб примирения

 

Службы примирения при исполнении своих функций должны быть независимыми и самостоятельными. Служба примирения использует разные программы: медиацию, круги сообществ, школьную конференцию, а также может разрабатывать свои оригинальные программы, основанные на принципах восстановительной медиации.
Служба примирения ведет мониторинг и собирает статистику по поступившим запросам и проведенным медиациям.

 

Службы примирения должны обладать достаточной самостоятельностью при исполнении своих функций.

 


Особенности службы примирения в системе образования
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.

 

В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

 

а) учащиеся;

 

б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.

 

Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.

 

Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее.

 

Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.

 

Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.
Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примирения.

 

Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения.

 

Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.